Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г. Калининград, ул. Вагоностроительная, 7
  • (4012) 96-23-03
  • madouds007@eduklgd.ru

Родителям

Играем в логико - математические игры с детьми.

15.02.2017

Количество просмотров: 951

Логико-математические игры для дошкольников.

 

         Играя в логико-математические игры совместно со взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве; числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения на предметном уровне, поря­док следования, преобразования, сохранения количества, объема, массы и др. При этом они осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические.

Естественно, что в дошкольном возрасте (4-6 лет) можно говорить лишь о становлении предпосылок математических способностей. К ним относят настойчивое стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявив инициативу и творчество; предвидеть ре­зультат; изменять ситуацию; активно действовать практически и в иде­альном плане, не отвлекаясь; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

Логико-математические игры являются эффективным дидактиче­ским средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоцио­нальную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному по­иску, активности в преобразовании игровой ситуации.

      В настоящее время разработаны (и продолжают разрабатываться) логико-математические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Началом их создания следует признать теоретические и методические разработки преподавателей педагогического института г. Могилева: Р. Ф. Соболевского, А. А. Столяра, Н. И. Касабуцкого и др.. Ими разработано и опубликовано 10 серий логико-математических игр на освоение детьми свойств, отношений чисел и цифр и действий с ними, алгоритмов, преобразований, коди­рования и декодирования.

Вслед за этими разработками материалы логико - математического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста были пред­ставлены в учебно-методических изданиях З. А. Михайловой.

         Учебно - познавательные книги, тетради с печатной основой (рабо­чие тетради), по материалам которых можно разрабатывать логико-ма­тематические игры, очень популярны в настоящее время и использу­ются родителями и воспитателями в дошкольных учреждениях с целью развития у детей умений анализировать ситуацию, заданную графи­чески, решать логические задачи, оперировать знаками, связями и зависимостями, прогнозировать результат. Одно из наиболее удачных изданий рабочих тетрадей для дошкольников - «Математика - это интересно».

         В ходе логико-математических игр допустимы свободное взаимо­действие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, при­ближенность содержания к детскому опыту, сюжетность, что создает условия для самореализации. Кроме этого, логико - математической игре, как любой обучающей, свойственна и познавательная, и игровая мотивация, а преимущест­венно диалоговое общение взрослого с играющим вносит оживление, не ограничивает, а наоборот, стимулирует свободу выбора ребенком практических и умственных результативных действий, развитие мышления и речи. При этом взрослый вызывает интерес к игре, поддер­живает его, не подавляя инициативу ребенка.

Приведем пример логико - математической игры, разрабо­танной З. А. Михайловой и  И. Н. Чеплашкиной.

 

«Как репку из земли вытягивали».

Цель: ориентировка в последовательности выполняемых действий и условных изображениях.

Материал: карточки с изображением репки и персонажей сказки, а также фигур, последовательно уменьшающихся по размеру (прямоугольник, квадраты).

Ход игры:

Взрослый: Посадил дед репку. Сначала это было маленькое семечко, которое Мышка принесла. А потом, очень скоро, из семечка выросла большая - пребольшая репка. Мышка увидела репку: «Моя репка. Я принесла семечко деду».

Стала она репку тащить. И так и этак обхватит - ничего не полу­чается. (Действия выполняет ребенок.)

Взрослый: Кто должен помочь Мышке вытянуть репку?

Ребенок: Это должна быть Кошка.

Взрослый: Кошка сильнее или слабее Мышки? А по размеру их можно сравнить?

Ребенок: Кошка сильнее и больше, чем Мышка.

Взрослый: Чтобы не ошибиться и правильно распределить участ­ников, которые будут тянуть репку, надо их как-то изобразить: боль­шим прямоугольником - репку, а тех, кто ее будет тянуть, - квадра­тами. Но все разные по величине (кто-то большой, кто-то поменьше, кто-то совсем маленький); одни сильнее, другие слабее. Одинаковые возьмем квадраты или разные по размеру?

Ребенок: Разные.

Вместе с родителем ребенок раскладывают условные изображения в таком порядке: называют последовательность тех, кто будет приходить тянуть репку:

- Мышка уже есть, затем – Кошка, Внучка, Бабка и Дед.

Взрослый: Увидела Мышку Кошка и подумала: «Так и быть, по­могу Мышке вытянуть репку, а потом Мышку съем». (Действия осу­ществляет ребенок.) Мышка за репку, Кошка за Мышку, тянут - потя­нут... вытянули, только не репку, а Мышку. Мышка пищит, Кошка мяукает, а репка как сидела в земле, так и сидит. Решили позвать того, кто сильнее и больше. Кто это?

Ребенок: Внучка.

Взрослый: Тянут - потянут... Никак не вытянуть репку. Кого надо позвать?

Ребенок: Того, кто сильнее и больше: Бабушку, а потом - деда.

Взрослый: Пришла Бабушка. Кто за кем тянет репку? (Ребенок вос­станавливают последовательность.) Кто всех сильнее? (дед.) Тянули вместе с Бабкой и Дедом, не вытянули. Кто это лает? Про Жучку забыли! За кем надо поставить Жучку?

Ребенок: За Кошкой.

Взрослый: Почему?

Ребенок: Она сильнее и больше.

Взрослый: Стали тянуть. Опять никак не вытянуть, снова упала Мышка. Опять стали думать, как быть. Может, ты уже догадался, почему никак не вытянуть репку? Почему падает Мышка?

Ребенок: У нее мало силы, слабые лапки, она не может удержать репку.

Взрослый: Какую ошибку мы допустили, когда тянули репку? Ребенок: Установили не ту последовательность.

(Ребенок исправляет ошибки, допущенные в расположении изображений сказочных героев. Пользуясь словами сначала, потом, ребенок вновь пересказывает сказку Репка).

 

Возможные варианты усложнения познавательных задач:

1. Уточнение общего количества участников вытягивания репки из земли и количества людей и животных среди них. Выкладывание квад­ратами последовательной зависимости среди тех или других.

2. Использование стрелок в ходе графического изображения общей последовательности включения в процесс героев сказки; использова­ние в речи слов: «сначала», «потом», «затем», «после» и др.

З. Последовательное выкладывание в ряды разных по длине, высо­те, объему предметов, картинок с обоснованием порядка их располо­жения.

 

Источник:

Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство Детство - Пресс», 2010 г.

Подготовила учитель - дефектолог Пучко С.В.