Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г. Калининград, ул. Вагоностроительная, 7
  • (4012) 96-32-06
  • ds007@edu.klgd.ru ds007_buh@edu.klgd.ru

Родителям

Как мыслит ваш ребенок

22.10.2020

Количество просмотров: 51

Уважаемые родители, продолжаем цикл консультаций на тему «Готовность ребенка к школе. Хорошо ли развиты познавательные процессы». Следующая консультация: «КАК МЫСЛИТ ВАШ РЕБЕНОК».
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, суждений и т.п.
Выделяют 3 вида мышления:
1. Наглядно – действенное (познание с помощью манипулирования предметами – игрушками;
2. Наглядно – образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
3. Словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно – действенное мышление особенно интенсивно развивается с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно – действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно – образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольника.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно – следственных связей, понимание взаимозависимостей, способности рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т.д.
Опыт коррекционной работы свидетельствует о том, что в результате специально организованных занятий с детьми показатели мышления могут улучшиться в 3-4 раза.
Следующие игры помогут развить мышление.
1. Упражнение на развитие мыслительной операции; «Сравнение предметов»
Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов;
- МУХА И БАБОЧКА,
- ДОМ И ИЗБУШКА,
- СТОЛ И СТУЛЬЯ,
- КНИГА И ТЕТРАДЬ,
- ВОДА И МОЛОКО,
- ТОПОР И МОЛОТОК,
- ПИАНИНО И СКРИПКА,
- ШАЛОСТЬ И ДРАКА,
- ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ,
- ГОРОД И ДЕРЕВНЯ.
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»
Проанализируйте ответы ребенка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
В процессе консультирования мы часто отмечаем, что дети особенно затрудняются в нахождении сходства.
Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.
2. Упражнение на развитие скорости мышления: «Закончи словечко»
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По…», - так вы начинаете игру.
Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например, по-лет, по-кой, по-лотенце и т.д.
Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
3. Упражнение: «Соотношение понятий»
Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки – от голой до усыпанной ягодами осенью.
Разложите перед ребенком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.
Если для ребенка это задание является трудным, начните с более легкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.
Или еще вариант: пять квадратов, которые следуют разместить в обратном порядке – от самого большого до самого маленького.
По аналогии придумайте еще упражнения, которые развивают у ребенка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.
4. Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
А) «Найди лишнее слово»
Читайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».
- СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ,
- ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ,
- ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША,
- МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ,
- ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА.
Б) «Найди лишнюю картинку»
Подберите серию картинок, среди которых три можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя.
Разложите перед ребенком картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»
Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.
Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребенка игровой формой задания.
5. Упражнение на развитие гибкости ума.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое – либо понятие.
- назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, кедр …)
- назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей …)
- назови слова, обозначающие зверей.
6. Упражнения на развитие словесно – логического мышления.
Ребенку предлагаются следующие наборы слов:
- велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединяться, бить, тупой.
- самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый и т.п.
Попросите ребенка представить себе человек, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»
Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?, или: «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»
Помогите ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.
7. Игры, развивающие мышление, сообразительность.
Игра «Говори наоборот»
Выучите с ребенком стихотворение
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь – «низко»,
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь – «близко».
Скажу тебе я слово «трус»
Ответишь ты – «храбрец»,
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай – «конец».
Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный и т.д.
Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности.
Игра «Бывает – не бывает»
Называете какую – нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.
Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что – нибудь и бросает мяч вам. И так далее. Ситуации можно предлагать разные.
Спасибо! Всем удачи!